Deprecated: Function mysql_list_tables() is deprecated in /home/edoggy/domains/sabrik.com/public_html/variables.php on line 13

Deprecated: Function mysql_list_tables() is deprecated in /home/edoggy/domains/sabrik.com/public_html/modules/articles/config.php on line 10
Тель Авив - Яффо
Date: 2006-07-14
Source: Источник http://piratyy.by.ru
Added by Savrik
Site: Информация об Израиле - Сабрик.ком

Яфо (Яффа)

Двойное название города не случайно. Тель-Авив первоначально был пригородом древней Яффы. Разумеется, у него не было своего муниципалитета. Со временем Тель-Авив превратился и город, и административно Яффа вошла в состав Тель-Авива. А происходило это так.

Согласно легенде, город существовал на том же месте, где и сейчас, еще до потопа, и Ной строил здесь свой ковчег. Когда же потоп окончился и воды схлынули, сын Ноя Яфет вернулся и заново отстроил город. От его имени, якобы, и происходит название Яффа. (По другой версии, оно происходит от ивритского слова "яфе" — красивый). Так или иначе, город, безусловно, один из самых древних на земле, а в его красоте и впрямь трудно усомниться.
      Яффа занимает одно из центральных мест в истории древнего  мира по многим причинам. Одна из них — местоположение города в центральной части Средиземноморского побережья. Кроме того, берег возле Яффы вдается на 400 метров вглубь, образуя залив. Неудивительно, что в древности тут вырос портовый город. К тому же через Яффу проходил знаменитый торговый Морской путь (Via Maris). Яффа упоминается в Библии.

     Пророк Иона, вознамерившись бежать от лица Господа, "<...> пришел в Иоппию и нашел корабль, отправлявшийся Фарсис" (Иона, 1:1).
      В Британском музее хранится папирус, повествующий о том, как и XV в. до н.э. в царствование Тутмоса III египтяне хитростью и обманом взяли Яффу. Их военачальник, приблизившись со скипетром Тутмоса к городским стенам, объявил, что похитил скипетр и многие сокровища фараона и хочет со всем этим добром перейти на сторону врага. Доверчивые защитники Яффы распахнули ворота перед мнимым перебежчиком и даже устроили пир в его честь. Во время пира египтянин убил скипетром местного царька, а из корзин с дарами повыскакивали пятьсот вооруженных воинов и связали всех мужчин.
      В Яффском музее находятся остатки каменных ворот, построенных в XIII в. до н.э. при Рамсесе II, отождествлявшем себя с египетским богом Гором. На воротах есть надпись: "Гор бык сильный, любимец богини истины, царь Верхнего и Нижнего Египта". Ворота реставрированы из обломков, обнаруженных при раскопках на территории древней Яффы.

      Когда Яффским портом и городом завладели египтяне, они превратили последний в один из крупнейших египетских складов. Документы XIV-XIII вв. до н.э. свидетельствуют о том, что жители Яффы попали в полную зависимость от египтян.

Вот отрывок из письма, посланного правителем Яффы в Египет: "Моему царю-господину, раб твой Яхтири [...] у пяты царя-господина, божественного солнца моего, семижды семь н падаю ниц [...], я все еще преданный раб господина моего. Куда ни бросишь взгляд — всюду тьма, и только царь и господин мой — это свет. И если даже луна сдвинется с круга своего, я не шевельнусь под пятой моего царя-господина. Еще будучи молодым, я был взят царем в Египте, и я буду стоять у врат моего царя-господина. И спросит мой господин своего чиновника и утешит его. Ужели не стану охранять ворота Газы и ворота Яффы ? И я заодно с армией моего царя-господина, куда ни пойдут они — я с ними, с ними я и теперь. Ярмо моего царя господина на моей шее, и я его ношу".

     Египтяне удерживали город несколько столетий, но в конце концов были изгнаны филистимлянами, захватившими в 1200 г. до н.э. все побережье Эрец-Исраэль вплоть до Газы. Иисус Навин не смог отбить у филистимлян Яффу, и только земли вокруг нее были отданы в надел колену Дана. (Сегодня вся эта территория называется Гуш-Дан).
      В царствование Соломона через Яффский порт в Объединенное Израильское царство поступала ценная древесина из Ливана (знаменитые кедры ливанские) и другие грузы. Затем Яффу завоевал ассирийский царь. Евреи, вернувшиеся из вавилонского плена, пользовались Яффским портом для подвоза материалов на строительство Храма.
      К V в. до н.э. в город пришли финикийцы и начали строить святилища своим богам.
      Александр Македонский, покорив почти весь тогдашний мир, захватил и Яффу.

Здесь, согласно греческой мифологии, была прикована к скале и отдана на съедение страшному морскому чудовищу юная Андромеда, которую освободил и взял себе в жены Персей. "Скалу Андромеды" показывают сегодня вблизи старого порта.

     Во времена восстания Маккавеев большинство населения Яффы, состоявшее из неевреев, решило избавиться от евреев.
      Они предложили им подняться на корабль, якобы для того, чтобы перепра-ниться в безопасное место, и в открытом море потопили их. Узнав о таком коварстве, разгневанный Иехуда Маккавей напал на Яффу, сжег порт и находившиеся в нем суда.
      Но город взять ему не удалось. Только самый младший брат, Ионатан, уже потом сумел покорить Яффу, а Шим'он Маккавей расширил Яффский порт. При Маккавеях город был окружен новой стеной с башнями. В Яффе они чеканили монеты с изображением якоря.
      К моменту Великого восстания еврейская община города была весьма многочисленной и богатой. Евреи Яффы, желая поддержать повстанцев, выслали свои суда против флота Веспасиана. Но римляне захватили Яффу, и евреи, пытаясь спастись, вышли в море. В разыгравшейся буре их корабли затонули. По описанию Иосифа Флавия, более четырех тысяч трупов прибило к берегу.
      После подавления Великого восстания римляне объявили Яффу свободным городом Флавия Иоппа, а мудрецы Израиля исключили ее из числа городов, входящих в пределы Святой Земли. Но для христиан Яффа занимает особое место.

В Яффе долгое время жил апостол Петр. В этом городе он, по преданию, воскресил праведницу Тавифу, которая "<...> была исполнена добрых дел и творила много милостынь" (Деян., 9:36,43). В Яффе апостолу Петру было видение: "<...> сходящий к нему некоторый сосуд <...>. В нем находились всякие четвероногие земные <...>", которых евреям запрещалось есть. "И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь"(Деян., 10:11-13). Петр понял значение этого странного сна так: "<...> Мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым "(Деян., 10:28). До этого видения и Иисус, и его апостолы, которые и сами-то были евреями, проповедовали только среди евреев, а благодаря видению Петр понял, что миссионерская деятельность должна не ограничиваться только евреями, а распространяться и на язычников, и христианство покидает лоно иудаизма и превращается в самостоятельную религию. Дом Симона-кожевника, где апостолу Петру было видение, цел и поныне. Так, во всяком случае, утверждают здешние христиане.

     При арабских завоевателях Яффский порт приобрел особое значение из-за близости к их столице Рамле.

Арабский историк ал-Макдиси писал: "Яффа — маленький городок, но порт его — как щит для Рамлы. Стены порта крепкие, никакие метательные орудия не могут их пробить, а городские ворота и ворота порта железные. Красивое здание мечети смотрит на порт и на море".

     В XII в., когда после захвата Ашкелона крестоносцы пришли в Яффу, они образовали княжество Яффа—Ашкелон.
      Крестоносцев сменили мамлюки. В XIII в. они разрушили город до основания, вырезали всех христиан и вывезли ценные мраморные колонны в Египет для строительства большой мечети.
      С этого момента и до новейших времен город представлял собой груду развалин, на которой кое-как ютилось немногочисленное население. В упадок пришел не только город, но и порт.

Мол и береговые сооружения разрушились, высадка здесь стала опасной, частые бури губили суда. Христианские паломники подвергались нападениям пиратов на море и разбойников на суше. Охрану необходимо было "подмазывать" золотым дукатом. Наконец, в XVIII в. при посредничестве Франции было достигнуто соглашение с пиратами о ненападении на корабли, прибывающие в Яффу.

     

Когда в 1799 г. Наполеон предпринял поход на Эрец-Исраэль, ему пришлось вести тяжелые бои за Яффу. Отрубленную голову наполеоновского гонца турки выставили на городской стене. Только после трехдневного штурма Наполеону удалось пробить брешь в стене, и французское войско устремилось в город. Но турки отчаянно сражались за каждый дом. Разъяренные солдаты Наполеона убивали всех подряд. Вот как описывает события в Яффе врач французской армии: "Вопли убиваемых, выбитые двери, разрушенные дома, звуки выстрелов и грохот падающих стен, крики женщин; горы мертвых тел отцов и сыновей; дочь, изнасилованная на трупе матери, зловоние, кровь, стоны раненых, ликующие крики победителей, роющихся в добре побежденных..."        Тысячи убитых остались лежать непогребенными. Прошло несколько дней, и и городе началась чума. Наполеон решил спешно бежать из Яффы. Но у него было 200 раненых. Вывезти их не представлялось возможным, а бросать на произвол судьбы не пристало. Наполеон отдал врачу приказ отравить раненых. Тот отказался. Тогда Наполеон сам обошел всех раненых и больных чумой и каждому подал отравленное питье, после чего покинул город.

      Лишь спустя 15 лет после учиненного Наполеоном разгрома Яффа начинает заново отстраиваться и укрепляться. Своим возрождением город но многом обязан новому губернатору Мухаммаду Абу-Набуту.

     Набут в переводе с арабского значит "дубинка". О жестокости 'этого человека, уроженца Кавказа, ходили легенды. Он любил разгуливать с дубинкой по юроду, и если провинившийся попадался ему под руку, то расправа происходила на месте без суда и следствия.
      За 15 лет своего правления (1815-1830 гг.) он нажил себе много врагов и вынужден был переселиться в Грецию, где тоже стал губернатором. Говорили, что в Салониках Абу-НабуТ велел отрубить голову консулу Сардинского королевства за то, что тот посмел не согласиться с ним.

Абу-Набут оставил о себе память, не только как О жестоком самодуре, Этот человек обладал удивительными организаторскими способностями, и благодаря ему Яффа начинает восстанавливаться.

В первую очередь он реставрировал стены. Местный ракушечник казался непрочным, и поэтому камни везли из древних Кесарии и Ашкелона. В восточной части городской стены были сооружены ворота, которые так и назывались воротами Абу-Набута, или Иерусалимскими (поскольку из них отправлялись в Иерусалим). У ворот поставили стражу и пушки, открыли таможню. Особое внимание Абу-Набут уделял порту. Говорят, потому, что часть кораблей принадлежала самому губернатору. Но, как бы то ни было, причал расширили и упорядочили работу морской таможни.
      Рядом с портом был построен хан (постоялый двор) и несколько рынков. В северо-восточной части города на месте старой мечети была сооружена новая — Махмудия. Позже, когда город "вышел за стены", мечеть превратилась в центральную. Рядом с мечетью и на выезде из города были построены сибилы* — роскошные фонтаны, где можно было набрать проточную чистую питьевую воду. Они так и называются сибилами Абу-Набута.
      В городе открываются английское и французское консульства. В 1820 г. турецкий еврей приобрел и городе большой дом и превратил его в постоялый двор для евреев.

Через этот дом, от которого сегодня ничего не осталось, прошла вся алия конца XIX — начала XX веков. "Ели в кредит, почти бесплатно можно было переночевать. К хозяину никто не имел претензий по поводу неопрятности помещения, а он ни к кому не придирался за неуплату. Он был как отец для всей молодежи: у него ели, отдыхали, в его доме обсуждалось, куда пойти, где пристроиться и как найти источник заработка", — вспоминали впоследствии о хозяине этого заезжего дома.

В 1855 г. Моше Монтефиоре купил в Яффе участок земли под цитрусовые. Евреев в городе тогда почти не было. Тогда же христиане, примкнувшие к религиозному течению субботников, решили переехать на Святую Землю и подготовить почву для прихода Мессии. Участок, который приобрел Монтефиоре, он передал субботникам. В это же время начались эпидемии. Нападения бедуинов продолжались, и поселение субботников в Яффе прекратило свое существование. Позже участок, переданный Монтефиоре субботникам, превратился в жилой еврейский квартал, названный его именем.
     Бурное развитие Яффы начинается с первой алией, когда через Яффский порт прошли тысячи еврейских репатриантов.
      Серьезный толчок к развитию города дала постройка железнодорожной ветки Яффа — Иерусалим (1892 г.). Поначалу железная дорога терпела убытки из-за высоких цен и редких поездов. Несколько лет с ней успешно конкурировали караваны верблюдов. Потом цены снизили, увеличилось количество поездов, сократилось время поездки, и железная дорога стала рентабельной. Были построены мосты: один — к северу от Яффы, через речку Яркон, а второй — к востоку, через речку Аялон, соединившие новые предместья с городом. Интенсивный рост населения города был связан главным образом с усилением еврейской репатриации. К началу XX в. еврейское население Яффы составляло 10 тысяч человек. Открывается городское женское училище, в котором преподавание ведется на иврите, учительская семинария, еврейский клуб, музыкальная школа, ремесленные училища. Евреи начинают играть важную роль в торговле и промышленности. Однако постоянные столкновения с арабским населением и страх перед погромами заставляют евреев покинуть Яффу и перебраться в основанный рядом Тель-Авив.
      В начале мая 1921 г. арабские вооруженные отряды совершили нападение на общежитие евреев в Яффе и убили 13 человек. На следующий день было убито еще несколько человек, среди них еврейский писатель Йосеф Хаим Бреннер. Арабские полицейские, за редким исключением, не защищали евреев, а иногда и сами участвовали в нападениях. На следующий год после яффских событий англичане опубликовали Белую книгу об ограничении еврейской репатриации.
      Бесчинства повторялись в Яффе неоднократно. В 1936 г., когда арабы не на шутку были озабочены бегством евреев из гитлеровской Германии в Палестину, они подняли восстание, разрушили железнодорожную сеть, закладывали мины на шоссейных дорогах и полностью парализовали работу Яффского порта. Англичане отреагировали новыми ограничениями на въезд евреев и запретом на покупку новых земель. Когда же и это не помогло, они с самолета разбрасывали листовки, призывающие арабских жителей покинуть город. Через два дня британские саперы стали взрывать весь район Старой Яффы, откуда обычно начинались вылазки арабских вооруженных отрядов.
      Согласно плану раздела подмандатной Палестины, Яффа должна была стать свободной зоной между еврейской и арабской частями страны. Однако в Войну за Независимость она превратилась в базу арабских сил, действовавших против Тель-Авива и еврейских поселений вокруг него. Еврейские части окружили Яффу и 13 мая после блестящей операции взяли ее. Подавляющее большинство арабских жителей покинули Яффу в надежде очень скоро вернуться.
      После войны в городе поселились многочисленные еврейские иммигранты, и основном из Болгарии.
      Помимо евреев и арабов, в Яффе теперь живут армяне и копты монофисит-ской церкви, греки-ортодоксы, греко-католики, марониты, протестанты и русские ортодоксы (в православном монастыре на границе между Яффой и Тель-Авивом).
      Сегодня город с пятитысячелетней историей выглядит пригородом Тель-Авива, которому еще не исполнилось и ста лет. Старая часть Яффы, которую когда-то взорвали англичане, реконструирована и превращена в туристский центр с многочисленными художественными мастерскими, галереями и богатым археологическим музеем. При раскопках обнаружены крепостные стены, башни, старинные захоронения. Несмотря на беспокойную историю, в городе сохранилось множество памятников средневекового периода, развалины синагоги, старинные церкви, монастыри и мечети.




Тель Авив
Тель-Авив стал первым еврейским городом в новой истории. Его построили на песчаных дюнах рядом с древней Яффой, пригородом которой он оставался долгие годы и лишь постепенно стал одним из самых больших городов страны. Его, пожалуй, можно считать таким же чудом, как создание еврейского государства, возрождение языка, оживление пустыни и превращение болот в цветущие сады.
      В 1909 г. группа евреев собралась на песчаном берегу Средиземного моря и решила, что, так как 98% евреев живет в арабских домах Яффы за невероятно высокую плату, нужно срочно создать еврейский город. Тут же началась запись желающих приобрести земельные участки недалеко от Яффы и построить там дома. Свое строительное общество на паях они назвали "Ахуззат-баит" (поместье).
      С помощью Еврейского Национального фонда (Керен-Каемет) севернее Яффы были приобретены земельные участки, а точнее, песчаные дюны без малейших признаков жизни. Там и начали строительство.
Первый год энтузиасты жили в палатках. Тень от единственного дерева служила местом прогулок и развлечений. Основатели города хотели построить еврейскую гимназию. Но религиозные круги Иерусалима протестовали против светского образования. Правда, еще в 1905 г. в четырехкомнатной квартире в Яффе открыли первую светскую школу под маркой "частного дела" , в которой было 18 учеников и два учителя. Школа очень быстро стала популярной, число учеников увеличилось. Через два года из "частного дела" школа превратилась в "Организацию еврейской гимназии Эрец-Исраэль", и жители нового еврейского города, вопреки протестам религиозных кругов Иерусалима,решили построить гимназию в центре Ахузэат-байт.
      Если раньше любой населенный пункт строился вокруг синагоги, то для Ахуззат-баит центром стала гимназия. На здании возвышались две башни, напоминающие башни Храма в Иерусалиме, все улицы вели к этому зданию, и все, кто приходил сюда, восхищались им.
      Через 50 лет город настолько разросся, транспортное движение настолько увеличилось, что здание ему мешало, и в 1964 г. гимназия, которую называли "Герцлия", переехала в северную часть Тель-Авива, а на ее месте теперь стоит 36-тиэтажное здание Башни Мира (Мигдал Шалом), где сосредоточены учреждения и торговые центры. На крыше здания высотой в 120 м есть смотровая площадка, откуда открывается вид на море, город и на еврейские поселения вплоть до Иудеи и Самарии.
Главную улицу в Ахуззат-баит назвали именем Герцля, человека, который призвал евреев построить свое государство. От нее отходили улочки поменьше: Ахад ха-Ама — в честь писателя и духовного руководителя сионистского днижения, Ротшильда — в знак благодарности щедрому барону, Иегуды ха-Леви — в честь выдающегося средневекового еврейского поэта. Рядом проходила железная дорога Яффа — Иерусалим.
      На улице Ротшильда разбили первый бульвар. По субботам и праздникам сюда приходили жители нового города посидеть под деревьями, которые еще только начинали расти. Любители пеших прогулок выходили группами на морской берег, более храбрые отправлялись дальше на север, где стояли шатры бедуинов, а в песках ползали змеи. Никто и подумать не мог, что придет день, когда место бедуинских шатров займут многоэтажные роскошные отели, благоустроенная набережная, многочисленные кафе, рестораны и бары. В конце бульвара стояла водонапорная башня, а возле нее — здание местного правления. Среди 800 жителей города большинство составляли выходцы из Восточной Европы (11% населения говорили на русском языке). Ахуззат-баит во всем зависел от Яффы, где находились муниципалитет, магазины, мастерские, порт, фабрики.
      Постепенно разрастаясь, Ахуззат-баит превратился в город, который решили назвать Тель-Авив (тель — холм, курган; авив — весна) и потому, что его жители хотели построить новую жизнь на древней земле, как возрождается весной природа на старом месте, и потому, что Тель-Авив упоминается в Библии: так называлось местечко в Вавилоне, где осели евреи, когда-то уведенные в плен.
      Город продолжал развиваться, появились новые улицы, количество жителей дошло до двух тысяч. Но начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война приостановила развитие Тель-Авива. Приток евреев из других стран прекратился. В 1917 г. турецкие власти приказали евреям покинуть Тель-Авив, и те рассеялись по всей стране. Только установление английского мандата позволило тельавивцам вернуться через год в свои дома и начать восстановление разграбленного города. В знак благодарности англичанам муниципалитет Тель-Авива решил назвать улицу возле моря именем английского командующего фронтом виконта Эдмунда Алленби.
      Сразу после окончания Первой мировой войны десятки тысяч репатриантов хлынули в Палестину, и Тель-Авив начал интенсивно разрастаться в северном направлении. Появляются не только жилые дома, но и магазины, мастерские, учреждения, в которых многие жители находят источник заработка. Но город все еще оставался пригородом Яффы и во всем от нее зависел.
      Арабский город Яффа враждебно относился к растущему Тель-Авиву.
Когда в мае 1920 г. по всей стране прокатилась волна погромов, группа вооруженных арабов пыталась ворваться в маленький Тель-Авив. Однако подпольные отряды самообороны отбросили арабов и предотвратили кровопролитие. Впервые еврейская молодежь убедилась, что надеяться на чужую власть нельзя. Только она сама может защищать свои дома и города. А еще стало ясно, что необходимо уменьшить экономическую зависимость от Яффы. Был куплен большой участок на песчаных дюнах и на нем построен первый торговый центр.
      Новый этап в развитии города начинается с 1921 г., когда Тель-Авив официально получает статус города, а с ним и право на сбор налогов. На эти деньги была создана еврейская полиция и городской суд. Для сотен евреев, которых арабы вынудили оставить Яффу, в северной части города был построен новый район — "район бездомных", превратившийся затем в район Нордию.
      С приходом Гитлера к власти начинается большой приток беженцев из Европы. Число жителей Тель-Авива достигает 130 тысяч. Многие репатрианты прибыли из больших городов. Это были, как правило, интеллигенты, люди высокой культуры и обширных знаний, имеющие профессии, которых раньше в стране не было.
      Арабы продолжали сопротивляться массовому приезду евреев в Палестину. В 1936 г. началось арабское восстание, которое длилось три года. В первый год арабы объявили длительную забастовку и полностью парализовали работу Яффского порта. Но англичане разрешили евреям Тель-Авива открыть свой порт. Это сделало Тель-Авив полностью самостоятельным городом, и он стал центром еврейского ишува.
      Вторая мировая война прервала арабское восстание, но Эрец-Исраэль прекратилась в мишень для немецких и итальянских самолетов. Они бомбили английские военные базы, а вместе с ними и мирные города. Первой бомбежке Толь Авив подвергся 9-го сентября 1940 г. 120 жителей было убито, много домов разрушено. Однако жизнь в городе продолжалась, многие тельавивцы вступили добровольцами в британскую армию.
      Город активно застраивался, хотя ощущалась нехватка свободной земли: река Яркон ограничивала город с севера, немецкий поселок Сарона (ныне Кирия) — с востока и Яффа — с юга. Тогда были выстроены новые районы за Яффой и Сароной, и Тель-Авив превратился в большой город.
      В 1945 г. уцелевшие евреи Европы устремились на землю предков. Англичане под нажимом арабов установили квоту на въезд в страну. Еврейские организации Палестины наладили нелегальную иммиграцию. Многие из нелегальных иммигрантов поселились в Тель-Авиве.
      14-го мая 1948 года, в день провозглашения Государства Израиль, Бен-Гурион огласил в Тель-авивском музее текст Декларации Независимости. На следующий же день после провозглашения Государства Израиль в Тель-Авиве произошли два события, которые первыми, быть может, подтвердили, что Государство Израиль уже существует. Рано утром египетские самолеты начали бомбить Тель-Авив. А чуть позднее в тель-авивский порт свободно, не таясь, вошел корабль с еврейскими репатриантами: в этот день они были уже легальными. Первый легаль-ный репатриант, высадившийся на землю Государства Израиль, был усталый, бедно одетый старый человек по имени Сэмюель Бранд, узник Бухенвальда. В руке он держал клочок бумаги, на котором стояло: "Дано право поселиться в Израиле". Это была первая виза, выданная на въезд.
Арабские снайперы обстреливали центр Тель-Авива с мечети Хасан-Бек. На улице Алленби появились таблички с предостерегающей надписью: "Осторожно, тебя видит враг"
. Жители города, которые составляли 44% всего еврейского населения страны, присоединились к боевым частям Армии Обороны Израиля.
      До 1949 г. в Тель-Авиве находился Кнесет. Но в декабре того же года столица Государства Израиль была перенесена в Иерусалим, куда переехали все правительственные учреждения и министерства. Лишь, министерство обороны осталось н Тель-Авиве.
     Сегодня население Тель-Авива вместе с городами-спутниками — Яффой, Рамат-Ганом, Гив'атаимом, Бней-Браком, Холоном и Бат-Ямом — перевалило за миллион.
      Тель-Авив — деловой, экономический и культурный центр страны. Здесь сосредоточены главные отделения израильских банков, действуют израильская биржа и основные промышленные и торговые предприятия Израиля. Тель-Авив — центр общественно-политической жизни: здесь находятся штаб-квартиры большинства политических партий и молодежных движений, редакции большинства газет, журналов и издательств, и до недавнего времени находилось руководство израильского профсоюзного объединения (Гистадрута). Тель-Авив также центр научной жизни. Еще в 1953 г. муниципалитет Тель-Авива принял решение создать ядро будущего университета, открыв Институт естественных наук. К нему вскоре добавились Институт иудаики, педагогическое отделение и Тель-авивский колледж экономики и права. А в 1956 г. состоялось официальное открытие Тель-авивского университета, где сегодня занимаются 19 тысяч студентов. На территории университетского кампуса расположены Музей еврейской диаспоры, Ботанический сад, где представлены уникальные образцы флоры, центр экологической зоологии и спортивный центр. В 1974 г. напротив Тель-авивского университета был создан Открытый университет, работающий по системе заочного обучения. В Тель-Авиве и окрестностях сосредоточено большое количество колледжей и специальных школ: Художественный институт Авни, Израильская консерватория, Школа современной музыки и джаза, киностудии, фотостудии, балетные ансамбли. Всего в Тель-Авиве 500 учебных заведений, где обучаются более 55 тысяч студентов. В Тель-Авиве 20 музеев и 18 библиотек. Одна из крупнейших — Бет-Ариэла — насчитывает до четырех миллионов книг. В ней же находится Центральный газетный архив. В большом зале библиотеки регулярно проводятся лекции, концерты, выставки, вечера поэзии. В библиотеке есть детское отделение, где устраиваются выставки детских работ и проводятся другие мероприятия.
      Богатое собрание книг и нот, связанных с еврейской музыкой, сосредоточено в Центральной библиотеке. Наряду с национальным театром "Габима" в Тель-Авиве успешно работают Камерный театр, Государственный детский и молодежный театр и другие.

Powered by ilPHP wcm
(http://about.no-ip.com)